Шесть транспортно-логистических компаний подписали единую программу экспериментального правового режима (ЭПР) и внесли соответствующую инициативу в Минэкономразвития России. Принятие ЭПР ожидается осенью этого года. В проекте участвуют производители высокоавтоматизированных транспортных средств (ПАО «КАМАЗ», НПО «СтарЛайн»), перевозчики (ООО «Глобалтрак Лоджистик», ПАО «Магнит», Х5 Logistics), а также оператор инфраструктуры – «Автодор».
К 2024 году будет запущен беспилотный логистический коридор на трассе М11. Введение экспериментального правового режима позволит в течение трех лет апробировать цифровые инновации на грузовом транспорте, которые включают в себя проектирование, производство и эксплуатацию высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) и инфраструктуры для них, разработку сервисов по оказанию транспортных и логистических услуг в сфере беспилотных грузовых перевозок.
– Внедрение новой технологии – это всегда риск, в том числе с точки зрения безопасности. Необходимо найти баланс между интересами разработчика (темпами внедрения технологии) и интересами общества (безопасностью). Принимая ЭПР, государство берет на себя юридические риски, и это позволит начать эксплуатацию грузовых автомобилей в беспилотном режиме на подготовленных транспортно-логистических коридорах, не дожидаясь, или, точнее, совместно с разработкой и принятием большего числа нормативных актов, – заявил заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов.
Особенностями данного ЭПР являются использование не только «умного (беспилотного) автомобиля», но и «умной дороги», а также широкий круг участников, представляющих все элементы цепочки перевозки.
«Введение экспериментально-правового режима на трассе М11 «Нева» позволит на практике, в условиях естественной транспортной среды, апробировать коммерческое использование технологии беспилотных грузовиков, а также уточнить нюансы правового регулирования. Новелла эксперимента — использование инфраструктуры «умной дороги» для более эффективного управления транспортным средством в автоматизированном режиме. По итогам эксперимента нормативно-правовые наработки будут положены в основу изменений действующего законодательства», — отметил директор департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития России Анатолий Дюбанов.
Использование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования не только позволит повысить безопасность движения, будет способствовать созданию новых видов коммерческой деятельности, но и сократит издержки на оплату труда водителей на 30% до 2025 года, на топливо — на 28%.
Задача, утвержденная Правительством России, — к 2030 году сделать беспилотными 19,5 тыс. км российских дорог общего пользования. Технологические, организационные и бизнес-решения, которые будут отработаны в рамках экспериментального правового режима на М11, лягут в основу будущих транспортно-логистических коридоров, норм регулирования создания, сертификации и эксплуатации ВАТС и дорожной инфраструктуры. В результате Россия станет в числе стран-мировых лидеров, начнется масштабная коммерческая перевозка грузов в беспилотном режиме.
В рамках Стратегии цифровой трансформации Минтранса России, которая была утверждена Правительством России в декабре 2021 года, реализуется шесть проектов, а также три инициативы про будущее транспорта — беспилотники на воде, на дороге и в воздухе.
Ранее правительство РФ утвердило перечень из 42 стратегических инициатив социально-экономического развития страны, которые будут реализовываться в форме федеральных проектов в два этапа — до 2024 года и до 2030 года. Инициативы, в том числе, позволят более эффективно достичь целей нацпроектов.